Создание (разработка) сайтов > Этап 1. Планирование проекта по созданию сайта и подготовка к его реализации

Этап 1. Планирование проекта по созданию сайта и подготовка к его реализации

Александр Карпов, основатель проекта cpsites.ru, директор консалтинговой Компании РиК, президент Ассоциации эффективного бизнеса, автор книг для создания и продвижения сайтов, разработчик методик для создания и продвижения сайтов

cpsites.ru

Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что планирование проекта по разработке сайта – это не пустая трата времени, а один из важнейших этапов. Затраты времени и денег на создание сайта напрямую зависят от того, насколько качественно будет выполнен этап планирования, а также этап проектирования сайта.

Поэтому не нужно пытаться сэкономить время на первых двух этапах проекта, т.к. в противном случае можно потерять гораздо больше времени и денег на последующих этапах. Потери могут быть связаны в том числе и с тем, что из-за непродуманности сайта его придется несколько раз переделывать (конечно, не полностью, но это тоже затраты и времени, и денег).

Честно признаюсь, когда я занимался созданием своих первых двух сайтов (так уж получилось, что я создавал сразу два сайта), то очень мало времени уделил первым двум этапам проекта. Это привело к тому, что оба эти сайта, мягко говоря, не очень способствовали увеличению прибыли моей компании. Они практически никак не влияли на появление новых клиентов, хотя это является одной из важнейших задач для этих сайтов.

Поэтому не рекомендую допускать таких ошибок на данном этапе проекта. Кстати подробнее обо всех моих ошибках можно прочитать на странице "Мой опыт в создании и продвижении сайтов".

Нужно отметить, что такому подходу к созданию сайта, когда планированию данного проекта вообще не уделяют никакого внимания, очень способствует огромное количество предложений от компаний, занимающихся разработкой сайтов. Если по-простому, то суть этих предложений заключается примерно в следующем.

"Наша компания уже "тысячу" лет занимается разработкой сайтов, у нас "миллион" довольных клиентов, поэтому мы можем за "три копейки" очень быстро сделать вам сайт, который увеличит вашу прибыль до небывалых масштабов".

С технической точки зрения, это действительно так, особенно если учесть, что в данном случае речь идет о создании так называемого сайта-визитки без какого-либо функционала с каким-то типовым дизайном.

Да, чисто технически простой сайт можно сделать очень быстро, но, как правило, не в этом заключается основная сложность проекта по созданию сайта. Хотя если у сайта будет навороченный функционал, то на его создание, действительно, может уйти не мало времени.

Правда, лично я не вижу особого смысла создавать первую версию сайта с каким-то навороченным функционалом. Понятно, что исключения составляют сайты, где функционал, можно сказать, является чуть ли не его основной составляющей. Например, если речь идет о форумах, или интернет-магазинах, или каких-то других он-лайн сервисах.

В общем, не нужно сразу начинать с четвертого этапа проекта "Техническое создание сайта". Все должно идти по порядку. Как говориться, всему свое время.

Итак, прежде чем приступать к каким-то активным действиям, связанным с разработкой сайта, нужно обязательно занятья планированием всего проекта.

Цели создания сайта

Первое с чего нужно начать – это определить цели создания сайта. У сайта не обязательно должно быть очень много целей, но как минимум одна точно должна быть. Если нет ни одной, то и сайт создавать не нужно. Зачем тратить на это деньги и время.

Сайты бывают разных типов, поэтому у них могут быть и разные цели. Хотя цели могут отличаться и у сайтов, относящихся к одному и тому же типу.

Здесь можно привести такой пример целей для корпоративного сайта:
  • привлечение новых клиентов;
  • предоставление потенциальным клиентам максимум полезной информации о продуктах и услугах компании, спецпредложениях, акция и т.д.;
  • он-лайн продажа продуктов и услуг компании.

    Примечание: это именно пример, а не какой-то типовой набор целей для корпоративного сайта, т.к., скажем, далеко не все продукты и услуги из-за их особенностей могут продаваться через сайт. Все более-менее типовое можно легко продавать с помощью сайта, но некоторые виды услуг сложно продавать через сайт, т.к. у них просто может не быть стандартной цены, поскольку объем работ оговаривается индивидуально с каждым клиентом.

    Есть один очень важный фактор, от которого должны зависеть цели корпоративного сайта. Стратегия компании должна учитываться при определении целей сайта, а также при его проектировании. Важной составляющей стратегии компании является ее маркетинговая стратегия.

    Правда, нужно отметить, что далеко не у всех компаний есть четкая стратегия и проработанный стратегический план. Как следствие, у таких компаний и сайт часто получается не понятно какой.

    Если компания хочет создать себе корпоративный сайт, но у нее нет четкой стратегии развития, то может быть стоит сделать паузу с проектом по разработке сайта и сначала заняться разработкой стратегического плана. Кстати, одним из проектов развития, которые должны быть прописаны в стратегическом плане, как раз может быть проект по созданию корпоративного сайта.

    Следует обратить внимание на то, что со временем стратегия компании может измениться. Некоторые изменения в стратегии могут привести и к изменению сайта.

    Например, в одной торговой компании, для которой я выполнял консалтинговый проект по постановке эффективной системы управления, изначально была такая маркетинговая стратегия. Компания занималась только оптовыми продажами и напрямую не работала с конечными потребителями своих товаров.

    В этой компании не хотели развивать свое розничное направление, но затем решили, что данной стратегии они будут продолжать придерживаться только в офф-лайне. Таким образом, созданием своей розничной сети они заниматься не стали, но теперь конечные покупатели могут делать им заказ напрямую.

    Получается, что набор целей их сайта изменился. Добавилась еще одна цель – он-лайн продажа продуктов компании. Естественно, это привело к изменению и самого сайта. Теперь на их сайте есть интернет-магазин.

    Концепция сайта

    Еще один очень важный результат, который должен появиться при выполнении данного этапа проекта, – это концепция сайта. Таким образом, после определения целей сайта необходимо заняться разработкой его концепции.

    Речь не идет о том, что нужно обязательно написать какой-то талмуд. Концепция может и на одной странице поместиться. Суть в том, что идея должна "лечь на бумагу". Тогда ее можно будет гораздо эффективнее использовать на всех последующих этапах проекта по созданию сайта, а также в процессе работы по продвижению сайта.

    Кроме того, есть такое мнение, которое на самом деле распространяется не только на создание сайта. Такой подход можно использовать и при создании бизнеса. Суть вот в чем. Считается, что если какая-то идея не "ложится на бумагу", то она не жизнеспособная и не может быть эффективно реализовано.

    Поэтому рекомендуется все-таки зафиксировать концепцию сайта на бумаге, а не держать в голове. К тому же в таком случае проектной группе будет гораздо легче работать над созданием сайта.

    Примерный состав концепции сайта:
  • основные требования к сайту (ожидания от сайта);
  • стратегия развития сайта;
  • стратегия продвижения сайта;
  • стратегия монетизации сайта (для коммерческих интернет-проектов).

    Примечание: вообще-то, формально цели создания сайта тоже можно включить в его концепцию. Просто данный результат является очень важным, поэтому он здесь и вынесен в отдельный пункт.

    Конкретный план мероприятий по развитию и продвижению сайта должен быть сформирован на последнем этапе проекта по созданию сайта, но еще на первом этапе уже должны быть проработаны основные идеи, с этим связанные.

    Естественно, все эти разделы концепции напрямую связаны с целями создания сайта. Например, если целью разработки корпоративного сайта является просто создание интернет-представительства, то это самый простой случай.

    Требования к такому сайту могут быть очень простыми ведь в данном случае речь идет просто о создании интернет-визитки для компании. Соответственно, каких-то особых ожиданий от такого сайта и не будет. Его и развивать, и продвигать никак не нужно – в этом просто нет необходимости. А о монетизации такого сайта можно и вообще не думать.

    Если же вы не хотите создать простой сайт-визитку (хотя, на самом деле, с технической точки зрения это может быть достаточно навороченный сайт), то необходимо очень тщательно проработать концепцию такого сайта. Это очень важная часть всего проекта по созданию сайта, поэтому не нужно пытаться здесь экономить время. Такая экономия потом боком выйдет.

    При разработке концепции сайта могут появиться идеи по выбору доменного имени. Все эти идеи лучше фиксировать в отдельном файле. Если же сразу будет понятно, какое доменное имя лучше выбрать, и оно пока не занято, то следует как можно быстрее зарегистрировать домен.

    Итак, прежде чем приступить к созданию сайта должна быть разработана его концепция, в которой необходимо определить, что из себя должен представлять сайт, прописать хотя бы основные идеи по дальнейшему развитию и продвижению сайта. Если это не корпоративный сайт, а какой-то коммерческий интернет-проект, то в таком случае нужно обязательно определиться и со стратегией его монетизации.

    Кстати, все эти идеи нужно будет учесть в конкретном плане развития и продвижения сайта, который должен появиться на восьмом этапе проекта по созданию сайта. В конце данного этапа проекта могут быть внесены корректировки и в саму концепцию сайта, поскольку, к сожалению, не всегда удается сразу продумать все ее элементы. К тому же в ходе проекта по созданию сайта могут появиться какие-то новые интересные мысли и идеи.

    План проекта по созданию сайта

    Наконец, последний результат данного этапа – это план проекта по созданию сайта. На самом деле, после первого этапа более-менее точный план проекта будет составить сложно, т.к. еще нужно выполнить второй этап "Проектирование сайта". Только после проектирования сайта можно будет понять все основные параметры проекта, от которых будут зависеть стоимость и сроки.

    Поэтому в конце первого этапа появится пока только предварительный план проекта, но, тем не менее, его все равно рекомендуется подготовить. Опять-таки тут дело не в "бумажке". В данном случае более важное значение имеет процесс планирования, а не сам план.

    Таким образом, в рамках первого этапа проекта нужно будет обязательно проработать следующие позиции, относящиеся к плану:
  • четко определить границы проекта (зафиксировать, где будет "поставлен флажок", то есть определиться с критериями завершения проекта);
  • продумать стратегию (или варианты стратегии) выполнения каждого последующего этапа проекта (более-менее точные сроки и стоимость этих этапов будут ясны после завершения работы по проектированию сайта);
  • определить, кто (помимо возможных внешних подрядчиков) будет активно заниматься реализацией каждого этапа плана.

    Что касается последнего пункта, то по-хорошему с этого должен начинаться и самый первый этап проекта, особенно если речь идет о создании корпоративного сайта. То есть еще на этапе планирования проекта можно подключить сотрудников компании.

    Хотя если речь идет о создании корпоративного сайта для компании малого бизнеса, то в общем-то первый этап (планирование проекта) может быть выполнен самим владельцем. Но на все следующие этапы лучше привлекать кого-то из сотрудников компании.

    Также такой подход допустим, когда сайт разрабатывается для новой компании, которую еще только предстоит создать, так же как и сайт.

    В общем, необходимо заранее настроиться на то, что работа по созданию сайта – это конечный проект, а не бесконечный процесс. Продвижение сайта, в отличие от его разработки, действительно должно выполняться на регулярной (процессной) основе.

    С развитием сайта не все так однозначно. Здесь можно привести аналогию с развитием компании. Какие-то мероприятия по развитию сайта могут выполняться на процессной основе. Например, можно регулярно заниматься развитием контента сайта.

    Но есть такие мероприятия, которые требуют использование проектного подхода. Они связаны с каким-то существенным изменением сайта. Как правило, все изменения на сайте, вызванные изменением стратегии самой компании, требуют использование проектного подхода, поскольку связаны со значительным изменением сайта.

    Кстати, вся технология создания сайтов, описана на данном ресурсе, может применяться и для создания новых сайтов и для развития уже действующих. К тому же первую версию сайта, которая будет создана в конце данного проекта, в будущем вполне вероятно нужно будет развивать, создавая вторую версию, третью и т.д. В каждом таком случае можно будет опять запускать всю эту проектную процедуру.

    Итак, основными результатами данного этапа проекта являются:
  • цели создания сайта;
  • концепция сайта;
  • первая версия плана реализации проекта по созданию сайта.


    Если у Вас есть интересные материалы, связанные с планированием проекта по созданию сайта и подготовкой к его реализации, которыми вы бы хотели поделиться с посетителями данного сайта, то вы можете прислать их по электронной почте cpsites@mail.ru. Данная информация будет обработана и учтена при улучшении технологии разработки сайтов, представленной в этои разделе.

    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта


    Это форма для подписки на новые материалы сайта (статьи и опыт), связанные с созданием/улучшением, продвижением и развитием сайтов. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    22 − 12 =